В прошлом номере "Епархиального вестника" в статье "А был ли сон?" подробно рассказывалось о том, как древняя православная Ченстоховская икона Божией Матери после католического пленения, стала символом католической Польши, знаменем борьбы против православия. Тем не менее, со-вершенно неожиданно, католическая святыня стала предме-том почитания тысяч православных россиян. Кто сыграл на чувствах российских православных, на их любви к Божией Матери, на боли за свою многострадальную родину? В этом номере мы публикуем продолжение исследования этого вопроса.
Несмотря на то, что со дня 8 января, когда во многих рос-сийских храмах молились
Ченстоховской иконе Божией Матери, прошло немало времени, дискуссии на страницах
православной прессы по этому поводу продолжаются. И надо сказать, информа-ция
иногда печатается весьма полезная. Так Самарская газета "Бла-говест"
(7, 2002) опубликовала письмо бывших членов тоталитар-ной секты "Богородичный
центр" супругов Владислава и Анаста-сии из Владимирской области. Как следует
из письма первый ажиотаж вокруг Ченстоховской иконы по России прокатился более
десяти лет назад, но правда не среди православных, а среди сектан-тов "богородичников".
В тот раз откровение свыше получил сам "пророк" Иоанн Береславский
(Вениамин Янкельман). Именно ему голоса "святых" указали путь спасения
России через Ченстохов-скую икону. Янкельман в срочном порядке отправился в
Польшу на поклонение святыне. Было ему откровение и про Серафима Са-ровского,
но вот только тут новоявленный пророк явно перебор-щил: своим адептам глава
секты заявил, что он и есть Серафим Са-ровский. Такого кощунства не могли принять
даже прозомбиро-ванные сектанты, и ажиотаж вокруг польской иконы стих, чтобы
возобновиться через несколько лет, но уже по откровениям никому не известной
Валентины Сизовой. Единственное чем отличаются откровения Валентины и Иоанна,
так это тем, что Сизова настаива-ет на "переходе" благодати с Державной
иконы Божией Матери к Ченстоховской. До такого не мог дойти даже основатель
тотали-тарной секты, но идею эту неожиданной подхватили тысячи право-славных.
В Сыктывкарской православной газете Севера "Вера" один из участников
дискуссии написал, что все разговоры вокруг иконы не совсем православные, потому
что верим мы не в иконы, а в Саму Божью Матерь. Трудно не согласиться с таким
утверждением, так как мы тем и отличаемся от язычников, что чтим не дерево,
а образ на нём изображённый. Но всётаки в истории православия многие события
связаны с конкретными изображениями Божией Матери. И помощь мы получаем от Неё
через те или иные иконы. И каждый православный христианин узнаёт в многочисленных
иконах тот или иной прославленный чудесами образ Божией Матери. Икон Бого-родицы
много, они разнятся и по сюжету, и по иконографическим особенностям, но их объединяет
единая манера православного письма. Распространяемый по России образ Ченстоховской
Божи-ей Матери сильно отличается от привычного для православного образа. Узкие
прищуренные глаза Богородицы, непривычно цвета-стый омофор, обрезанные плечи,
отсутствие греческой буквенной аббревиатуры, означающей "Матерь Бога"
- всё это смущает глаз православного христианина. Но вот сказать об этом вслух
решается не каждый, дабы не быть обвинённым в прелести. Тем более, из истории
иконы следует, что написана она самим апостолом Лукой. Заглянуть же в книгу
с изображением икон Божией Матери почему-то никто не догадался. Если открыть,
к примеру, довольно распро-странённую книгу "Земная жизнь Пресвятой Богородицы
и описа-ние святых Её чудотворных икон" на стр. 113, где рассказывается
о древней Ченстоховской иконе Божией Матери, то можно увидеть совсем другой
образ, нежели распространяемый нынче поклонни-кам католической святыни. Этот
образ помещён и в других книгах об иконах Божией Матери. Странно, что никто
до сих пор не заме-тил подмены.
В католической книге А. Мигель "Тайна, которая ведёт папу" Ченстоховской
иконе посвящено несколько страниц. Чёрная Ма-донна, Царица Польши - так зовут
её поляки. "Чёрная Мадонна" - любимая икона папы Кароля Войтылы. Рассказывая
о фатимском чуде - явлении Божией Матери пастушкам и о таинственных про-рочествах,
якобы Ей сообщённых, папа часто говорит о нашей стране и видит своё предназначение
в борьбе с "заблуждениями России". Папа Иоанн Павел II желает спасения
России и её "обра-щения". Он мечтает привести Россию "к Непорочному
Сердцу Де-вы Марии" и часто молится об этом перед Ченстоховским образом.
Не в этом ли скрывается причина появление в нашей стране много-численных репродукций
именно этой иконы? Теперь к молитве па-пы о "спасении" России присоединились
тысячи православных, и с каждым годом число российских почитателей "Чёрной
Мадонны" увеличивается. Стоит ли удивляться, что с каждым годом нарастает
и духовная экспансия католицизма в нашей стране?
"Новосибирский епархиальный вестник" №2(35), Апрель, 2002г.
Статья публикуется с изображениями двух икон Ченстохов-ской Божией Матери. Под одной подпись: Настоящая икона Чен-стоховской Божией Матери, под другой - "Чёрная Мадонна".