События, о которых я хочу поведать моим православным
соотечественникам, имеют отношение к судьбе всей нашей родины. И связаны они
с Ченстоховским образом Божией Матери.
Началась эта история летом 1991 года, когда мощи препо-добного Серафима Саровского
после второго их обретения нахо-дились в Елоховском соборе в Москве. По совету
добрых людей я поехала со своей больной дочерью Александрой поклониться святому.
Прикладываюсь к мощам и вдруг совершенно четко мысленно слышу: "Приедешь
сюда 15 раз - и твой ребенок исце-лится". Поскольку я была тогда человеком
по существу неве-рующим и потому не способным принять чуда Божьего, то ото-шла
в недоумении и подумала: "Ну, надо же, какая только чепу-ха в голову не
придет. Вот как просто: "приедешь 15 раз" - и все. И это после того
как вся медицина от нас отказалась..."
Когда через несколько месяцев я немного пришла в себя и узна-ла, кто такой
преподобный Серафим, какие чудеса он творил и творит, я стала почти в отчаянии
плакать и молиться, как могла. И преподоб-ный Серафим явился мне во сне. Будто
бы я пришла к нему в пус-тыньку и сидела у дверей его кельи. Вдруг дверь распахнулась,
и я увидела Преподобного стоящим на воздухе, немного выше пола. Он говорил,
что надо молиться, ежедневно читать три акафиста: Господу (я читала, в основном,
"Воскресению Христову"), Матери Божией (через несколько дней голос
во сне сказал: "Читай "Споручнице грешных"") и ему самому,
преподобному Серафиму.
Я взяла благословение и начала читать акафисты. Затем, по бла-гословению архимандрита
Кирилла (Павлова), добавила сугубый пост. Через полтора года мне опять явился
во сне преподобный Серафим Саровский и велел искать икону Божией Матери "Ченстоховская".
А через некоторое время был еще один, третий сон: на этот раз мать од-ного знакомого
священника, монахиня, сказала, что мы с дочерью должны поехать в Москву, и назвала
адрес. И в течение всего сна го-лос громко повторял: "Ченстоховская"...
Мы собрались и поехали. Как оказалось - в храм святителя Ни-колая в Пыжах. Там
я подошла к первому встретившемуся священни-ку и спрашиваю: "Где тут у
вас Ченстоховская икона Божией Матери?" Он отвечает: "У нас нет такой
иконы". Я предложила поискать: "Мо-жет, где-нибудь на колокольне или
в подвале?" Батюшка ответил, что в поисках нет смысла - храм уже полностью
осмотрен. "А в каком московском храме она есть?" - спрашиваю. - "Ни
в каком". Удручен-ная и разочарованная, я уже собралась уходить, но на
всякий случай спросила: "А если бы Вам было нужно отслужить молебен перед
этой иконой, что бы Вы сделали?" - "Поехал бы к своей сестре домой.
Это наша родовая икона". Я была поражена. Это было чудо...
Когда молебен был отслужен, батюшка вдруг заговорил о Пес-чанской иконе Божией
Матери, о том, что русский народ не выполнил волю Царицы Небесной об этом Ее
образе, и о трагических последст-виях преслушания. Слушая пересказ (а потом
и читая сама) свидетель-ства князя Н.Д. Жевахова о событиях времен первой мировой
войны, я и представить себе не могла, насколько актуальны они для нас, жи-вущих
сегодня, что между Песчанской и Ченстоховской иконами протянута мистическая
судьбоносная ниточка. Я мало что тогда по-нимала, но отложила слова священника
в своем сердце.
После столь дивной встречи с Ченстоховской иконой я подошла к священнику, мать
которого видела во сне, и спросила, знает ли он что-либо о Ченстоховском образе
Божией Матери и где можно что-нибудь почитать о нем. Было это, кажется, в 93-м
году, когда право-славной литературы вообще издавалось очень мало. Вместо ответа
ба-тюшка вынес через минуту старенькую, столетней давности брошюру, в которой
содержались все необходимые сведения об истории Чен-стоховской иконы и подробное
ее описание. Сам он нашел эту кни-жицу лет двадцать назад в Прибалтике, на каком-то
заброшенном чер-даке...
К слову сказать, и другая моя встреча с Ченстоховским образом Богоматери была
не совсем обычной. Однажды в электричке какая-то распространительница религиозной
литературы навязала мне журнал, который оказался католическим. Ну, думаю, придется
сжечь его. Приехала, разожгла в огороде костер и стала бросать в него лист за
листом. Но вдруг рука моя остановилась, и я никак не могла оторвать следующий
лист. Что такое, думаю, происходит? Переворачиваю страницу, а там - икона Божией
Матери "Ченстоховская" и небольшая информация о ней. Оказывается,
католики неоднократно предприни-мали попытки отреставрировать икону так, чтобы
шрамов на лике Пречистой не было видно, но им это ни разу не удалось: кровавые
рубцы проступали вновь и вновь.
Чтобы успокоить свою совесть и все-таки выполнить повеление преподобного, я
15 раз съездила в Дивеево. В одну из таких поездок, когда я прикладывалась к
святым мощам, вдруг мысленно слышу: "Ну, что, не хотела пройти легким путем
- пройди теперь тяжелым: необходимо, чтобы об исцелении твоего ребенка служил
молебен сам Патриарх, но молебен этот должен быть одновременно и о спасении
России".
Итак, Пресвятой Богородице угодно, чтобы мы, православные россияне, во главе
со своим Первоиерархом отслужили молебен о спасении нашей родины перед Ченстоховским
Ее образом. И тогда, Бог даст, не случится более с нами "песчанской трагедии"
и, по пред-стательству Пречистой Матери Своей, Господь смилуется над Росси-ей.
Какая великая награда за столь малый труд!
Неожиданное подтверждение этому обетованию я нашла в книге "Неизвестный
Нилус" (II том, стр. 352):
"Было это в первые годы революции... "Никто не ведает судеб Божиих,
- неожиданно произнес Нилус, - хотя великому прозорливцу преп. Серафиму Саровскому
и многое было открыто. Скажу только, что о переживаемом нами страшном времени
не раз говорил он близ-ким людям и горько плакал при этом, но говорил также,
что по вре-мени Господь даст еще известный срок, около 15 лет, России на по-каяние
и что при освобождении нашей родины какую-то положи-тельную роль сыграет Польша.
Если после этого Россия все же не покается, то гнев Божий изольется на нее в
еще больших размерах. И это несомненно так, - продолжал он далее, - если Россия
не услышит этого призыва, ...то мир погибнет, ибо без православной России на
земле воцарится царство тьмы, а с ним и неизбежная эсхатологиче-ская гибель
человеческая"".
"Почему Польша? Чем она может нам помочь?" - недоумевала я. И вдруг
поняла, почему и чем: ведь именно там, в Польше, в католи-ческом монастыре,
уже несколько столетий хранится икона Ченсто-ховской Божией Матери...
Позднее (если не ошибаюсь, в 1997-м году) на праздник Держав-ной иконе Божией
Матери я услышала в тонком сне удивительную фразу. Передать дословно я ее не
могу, потому что она была сказана на каком-то очень красивом, неземном языке,
но смысл ее заключался в том, что особая благодать от Державной иконы Пресвятой
Богоро-дицы переходит к Ченстоховской, ибо это - икона последних вре-мен, и
что молиться о спасении России, о даровании православного Царя необходимо перед
этим образом.
Конечно, невозможно объяснить небесные гласы какими-то ра-циональными доводами.
И все же нам есть о чем задуматься.
Как сказал один угодник Божий, Россия встала на путь погибели в тот день, когда
перестала открыто молиться за царя. Как вы думаете, какой это был день? 6 марта
1917 года - день празднества Ченстохов-ской иконы Божией Матери. Именно тогда
Святейший Синод Русской Православной Церкви принял решение прекратить церковные
возно-шения за царей, заменив их молитвословиями Временному правитель-ству,
которое даже возвели в чин "благоверного"...
Размышляя о переданном мне преподобным Серафимом повеле-нии, я тем не менее
не предпринимала никаких действий, чтобы пове-дать своим православным соотечественникам
о воле Царицы Небес-ной. И вот однажды моя дочь заболела воспалением легких.
За не-сколько месяцев мы сменили шесть антибиотиков, но ни один из них не помогал.
И вот когда у меня совсем опустились руки и я взмоли-лась: "Господи, ну
что же мне делать?!", - то мне вдруг пришла со-вершенно четкая мысль: записать
все события, связанные с Ченсто-ховской иконой Божией Матери. Я тут же взялась
за перо - и бук-вально на следующий день дочь выздоровела безо всяких снадобий
и лекарств.
Было мне и иное вразумление:
В нашей семье уже несколько лет хранится бумажная икона Царя-Великомученика
Николая - одна из тех мироточивых икон, о которых теперь знает, наверное, вся
Россия. Однажды пред нею мне было яв-ление святого Царя и всего Августейшего
Семейства, причем не во сне, и Государь сказал: "Начинай служить по чину
иерейскому".
Я долгое время не могла понять, что это значит. Спросить у лю-дей духовно опытных
стеснялась - слишком уж удивительной каза-лась мне эта фраза. Недавно только
я начала понимать ее смысл. Свя-щенник, иерей - служитель Истины, так что "служить
по чину иерей-скому" - значит нести людям правду Божию. В моем случае это
озна-чает, что я должна правдиво рассказать людям то, что мне открыто. И еще
я поняла, что сам Царь подтверждает волю Царицы Небесной о необходимости отслужить
всенародный молебен.
Поскольку Преподобный недвусмысленно указал, что молебен должен возглавить Патриарх,
я решила сообщить обо всем, что мне известно, Его Святейшеству Алексию II. Сначала
я написала ему письмо и, желая ускорить дело, отдала секретарю. Коротко выслушав,
в чем дело, секретарь сказала, что письмо она по назначению пере-даст, но ответа
ждать не надо. Затем я пошла на прием к архиепископу (тогда еще епископу) Арсению.
Услышав слово "сон", он попросту выставил меня за дверь. К протоиерею
Владимиру в Патриархию я обращалась дважды. Последний раз - по благословению
отца Кирилла (Павлова). Слушать меня протоиерей Владимир не стал, сказав, что
таких, как я, "здесь ходят по сто человек на день и все пекутся о спа-сении
России".
Тогда я решила передать свой материал прямо в руки Его Свя-тейшеству. По Божией
милости один добрый человек подарил мне приглашение на Патриаршую службу в Успенский
Собор Кремля. Я отпечатала свою историю (жалею только, что в слишком большом
объеме) и вместе с Ченстоховской иконкой Матери Божией дала в ру-ки дочери,
надеясь, что, может, ей будет проще подойти к Патриарху, чем мне. Однако когда
Его Святейшество пошел на выход, началась такая сильная давка, что как мы ни
старались устоять, нас оттеснили. И вот, когда Патриарх уже прошел мимо и удалился
на несколько метров, я в отчаянии подумала: "Господи, это же (т.е. передать
что-либо в руки Патриарху) невозможно!" И тут случилось чудо. Патри-арх
вдруг остановился, повернулся и спросил: "А где девочка?" Все, конечно,
удивились. Я кое-как вытащила дочь из толпы. Его Святей-шество вернулся, подошел
к Александре, положил руку ей на голову и сказал: "Говори". Он успел
повторить это трижды, прежде чем дочь пришла в себя и передала в руки Патриарху
все, что было мною при-готовлено, с просьбой прочесть лично.
Вероятно, в том письме я не смогла изложить факты кратко и убедительно. Во всяком
случае ожидаемого результата не получилось.
Несколько раз я намеревалась бросить порученное мне дело, если оно никого не
взволновало. Но как только подобные мысли приходи-ли мне в голову, состояние
здоровья Александры ухудшалось. Был даже случай, когда я и обе мои дочери почти
одновременно попали в реанимацию. А когда несколько лет назад, намереваясь прекратить
начатое, я прикладывалась к мощам преподобного Серафима, то мыс-ленно услышала:
"От этого дела нельзя уклониться". Когда же, про-должая роптать, я
ставила свечу к чудотворному образу патриарха Ермогена в день его памяти, на
мне вдруг вспыхнула кофта и, как молния, пронзила мысль: "Ты будешь гореть
в адском пламени, если не доведешь этого дела до конца!"
Устрашенная, я решила поехать к отцу Кириллу в Троице-Сергиеву Лавру. Муж, которого
мое возгорание заставило призаду-маться (тем более, что тушить меня пришлось
ему же), согласился ме-ня сопровождать. И в Лавре, в иконной лавке, он вдруг
неожиданно приобрел старый, шестилетней давности польский календарь, кото-рый
и вывесили-то незадолго до нашего приезда, - с изображением Ченстоховской иконы
Божией Матери. Таким образом мы получили образ, который я давно уже искала.
В разное время я обращалась за помощью к шестерым известным своей духовностью
иереям Божиим. Никто из них не сказал, что я на-хожусь в прелести, все отнеслись
к моему делу благосклонно. Короче всех высказался отец Николай с острова Залит,
он сказал: "Радуйся, тебе Господь открыл тайну". И благословил опубликовать
все откры-тое мне о Ченстоховском образе Богородицы, также как чуть раньше благословил
меня на то и игумен Троице-Сергиевой Лавры Герман.
Однако и это оказалось непросто. Три года я безуспешно обивала пороги московских
редакций: мне либо не верили, либо оставались равнодушными к моему повествованию.
Не зная, куда еще можно обратиться, я стала просить отца Ки-рилла указать какое-нибудь
издательство. Однако батюшка (через ке-лейницу Наталью) ответил: "Иди и
делай все сама, как вразумит тебя Господь. Если Богу твое делание угодно, то
у тебя и так все получит-ся, а если нет, то ни один человек на свете тебе помочь
не сможет".
Тогда я решила отпечатать что-то вроде листовок с повелением преподобного Серафима,
поехать на праздник в Дивеево и там их рас-пространить вместе с иконками Ченстоховской
Божией Матери. Так я и сделала. Указала в листовке дату и просила всех, кто
верит в заступ-ничество Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, со-борно
отслужить в этот день молебен Пресвятой Богородице перед Ченстоховским Ее образом.
Сама же я очень хотела отслужить молебен в Польше. Однако на границе у меня
возникли паспортные проблемы, и в результате в на-значенный день я оказалась
в российской глубинке и весьма скорбела. И вдруг, совершенно неожиданно оказавшись
в одном сельском хра-ме, я обнаружила в нем очень древний чудотворный образ
Ченсто-ховской Богородицы и служащего при нем батюшку - иеромонаха Серафима.
Когда я объяснила этому священнику, что мне снился Се-рафим Саровский и велел
искать Ченстоховскую икону, он ответил: "Да это же Преподобный сам и послал
тебя ко мне". Тут же отец Се-рафим отслужил молебен.
После этого казавшаяся непробиваемой стена недоверия или без-различия, по милости
Божией, стала рушиться. Сначала, даже без мо-ей просьбы, часть материалов опубликовали
в местной газете; потом две моих статьи вышли в газете "Русь Православная".
После тех публикаций у меня словно гора упала с плеч: ну, ду-маю, теперь-то
уж нельзя не заметить призывов Царицы Небесной. Но, увы, в Москве они опять
оказались никому не интересны. Хотя в глубинке церковный народ (как миряне,
так и духовенство) отнесся к моему сообщению с большим вниманием и сочувствием.
Тронуло оно сердца даже некоторых провинциальных архиереев...
Молебны начали понемногу служить. В отдельных храмах. От-дельные священники.
Однако общности, единения, т.е. соборности, в них нет и поныне. По-прежнему
мы молимся каждый сам по себе, по-одиночке.
Когда соборный молебен в очередной раз не был отслужен, как положено, я, в состоянии,
близком к отчаянию, даже не молилась, а просто плакала перед иконой убиенного
Царя. И мне было абсолютно четкое вразумление: срок молебна - 7 января вечером,
на службе праздника в честь Собора Пресвятой Богородицы. Сонм святых будет славить
Матерь Божию на небе, и необходимо, чтобы к его гла-сам присоединился собор
грешников на земле, воззвав к заступниче-ству Пречистой.
Да разве не так было всегда в истории Святой Руси? Вспомним, православные: Кто
ходатайствовал пред Богом о России в годины бедствий и раздоров, в дни войн,
моров и гладов? Кто спасал Святую Русь от лютых врагов? Царица Небесная! Кому
служили молебны? За-ступнице усердной, Пречистой Матери Божией! Она - главное
наше упование и надежда, Она - наш щит и ограждение! Она всегда спасала Отечество
наше, Ею возлюбленное, именованное Домом Пресвятой Богородицы, - спасет и ныне!
Мы не можем в это не верить, иначе мы не православные. Кроме того, многие святые,
в земле Российской просиявшие, пророчествовали о грядущем воскресении Святой
Руси: и святители, и преподобные, и праведники...
Один из почитателей протоиерея отца Михаила Прудникова се-товал как-то в 1918
году: "Отец Михаил, Россия гибнет, а мы, дворяне, ничего не делаем. Надо
что-то делать!" Старец ответил резко: "Никто ничего поделать не может
до тех пор, пока не окончится мера наказа-ния, назначенного от Бога русскому
народу за грехи. Когда же окон-чится наказание, тогда Царица Небесная Сама помилует.
А что поми-лует, я знаю"...
Милостью Божией нашлись иереи Божии, которые, поставив за-кон любви превыше
всех других, отслужили молебен в назначенные нам сроки, хотя он и не был всероссийским,
как доселе ожидает Ца-рица Небесная. Собор Русской Православной Церкви 2000
года за-свидетельствовал небесную славу Царя-Страстотерпца Николая. Есть и личные
радости - Господь подал моей болящей дочери частицу от Животворящего Своего
Креста (обретение которого мы празднуем в один день с Ченстоховской иконой Богородицы),
а моему мужу, ру-коположенному в священники, - храм Воскресения Христова с при-делом
в честь Собора Пресвятой Богородицы.
Всем сердцем я чувствую, что времена исполняются, что мы сто-им на пороге чуда
воскресения Святой Руси.
Три года назад на Пасхальной литургии мне было удивительное видение: внутренним
зрением я увидела каменный гроб с высеченным на нем православным крестом, покрытый
вековой пылью. При пении Пасхальных стихир гроб этот как бы вздрогнул - и крышка
его слегка приоткрылась. И внутренне я поняла, что гроб этот - вся наша Рос-сия,
незримое воскресение которой уже началось.
Матерь Божия вымолила спасение России, и грядущая победа уже оплачена. Оплачена,
конечно, не нами - а Царем-Страстотерпцем и новомучениками российскими. От нас
теперь требуется только одно - послушание Царице Небесной.
Матери Божией угодно, чтобы на вечерней службе Собора Пресвятой Богородицы,
то есть 7 января (нового стиля) вечером, мы, православные россияне, во главе
с Патриархом соборно от-служили Ей молебен о спасении России перед образом Ее
Чен-стоховским.
Дорогие владыки, всечестные отцы, братья и сестры! Православ-ные! Молю вас: не сочтите за напрасный труд помолиться "единым сердцем и едиными усты" о спасении Отечества нашего! Такова воля Самой Царицы Небесной. И от послушания ей зависит судьба России, а с нею и всего мира.