ДЕРЖАВНЫЙ ИСПОЛИН

Стыдно не знать, что Иван Грозный уже давно прославлен

Русской Церковью

С любовью о Господе!

Уважаемая редакция “РП”!

Направляя в вашу газету материал об Иоанне Грозном, надеюсь, что вы сможете его как-то использовать в дискуссии, развернувшейся вокруг церковного почитания первого русского Помазанника Божия.

Иоанн IV свят. Причем, святость его подтверждена Русской Церковью внесением этого Государя в каталог русских святых. О нем упоминает академик Е.Е. Голубинский в труде о канонизации русских святых со ссылкой на Преосвященного Сергия. Причем, ссылку дает на два разных издания работ последнего. Там Грозный Царь упоминается не просто как угодник Божий, а отмечается “обретение телеси царя Ивана”, которое следует праздновать 10 июня ст.ст.

Из этого видно, что Иоанн IV прославлен уже давно. Просто мы, грешные, под влиянием его многочисленных клеветников и ненавистников, умудрились как-то “забыть” об этом очевидном факте. Это, несомненно, тяжкое преступление. Теперь мы просто обязаны исправить свою ошибку, загладить грех, восстановить в сознании русских православных людей доброе имя великого радетеля о благе Русской Земли и Церкви Христовой – Государя Иоанна IV Васильевича Грозного.

Помоги вам Господи, в ваших трудах на этом пути!

С уважением,

раб Божий Владимир Цветков.

г. Нижний Новгород.

ОКЛЕВЕТАННЫЙ ЦАРЬ

Остановитесь! Не смейте поносить святого Царя! – хочется крикнуть всем хулителям Иоанна IV.

Суровая доля выпала Грозному. Вся его жизнь переполнена скорбями. Они начались с раннего детства: в три года державный младенец лишился отца, а в восемь – и матери. “Рано Бог лишил меня отца и матери; а вельможи не радели обо мне: хотели быть самовластными” – вспоминал впоследствии Царь свое горькое детство.

Но Господь не оставил мальчика. Круглого сироту призрел митрополит Макарий, который отеческой заботой взрастил его. Именно этому святителю Иоанн Васильевич обязан глубокой верой и ревностью, широкой образованностью и истинным пониманием величия царского служения, как послушания Богу. Предпосылки такого послушания были заложены изначально, с рождения. У тенденциозного советского историка Д.Н. Альшица оно обставлено самыми мрачными знамениями. А И.И. Беллярминов сообщает, что в память о рождении сына счастливый отец Василий III “приказал в один день построить и освятить церковь во имя Иоанна Предтечи”. Столь разные взгляды на это событие как бы высветили два подхода к личности и деяниям Грозного. Причем, первый возобладал настолько, что скрыл от нас подлинного Царя.

4 сентября 1530-го года совершилось крещение десятидневного младенца. Оно состоялось в Лавре и сопровождалось, как свидетельствуют А.Н. Муравьев и И.Е. Забелин, “необычною святостию”. Наследника Русского Престола от купели царскими вратами внесли в алтарь, а потом положили в раку к святому Сергию. Так “сей грозный покровитель трех царств” был “как бы отдан на руки Преподобному, коего обитель он столь великолепно украсил в течение долгого своего царствования”. И это явилось не только внешним ритуалом, а стало событием, определившим судьбу Царя, ибо святой Сергий опекал его во всей земной жизни, зримо являясь, как это было в Казани и Свияжске.

К сожалению, долгое сокрытие правды о первом Помазаннике Божием и подмена ее злобной фальсификацией нанесло громадный ущерб многим поколениям русских людей, напитав их умы откровенной ложью, которая очень и очень трудно покидает сознание. Велика здесь вина и исторической науки, которая от В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина, их последователей типа Д.И. Иловайского, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, С.Г. Пушкарева или М.Н. Покровского, не говоря уж о многочисленных альшицах, из поколения в поколение извращала образ и дела Грозного, его несомненные заслуги в становлении и укреплении единой Российской державы, как оплота Вселенского Православия.

Вот и сегодня на прилавках лежат новенькие издания объемных монографий недобросовестных историков Р.Г. Скрынникова и Н.Ф. Шмурло, в который раз повторяющих застарелые клеветы на Иоанна IV.

Знаменитому церковному историку Н.Д. Тальбергу принадлежат слова, что Карамзин, чья “История…” легла в основу всех официальных версий той бурной эпохи, буквально ненавидел Грозного Царя. Какой же объективности, спрашивается, можно ждать от такого исследователя?! А ведь Николаю Михайловичу продолжают внимать без оглядки и по сей день, не понимая, что его “История…” более тяготеет к художественной интерпретации, чем к точному и беспристрастному историческому анализу, как это верно подметил литературовед И.И. Векслер.

На этом мрачном фоне подлинным откровением для современных читателей стала работа приснопамятного митрополита Иоанна (Снычева) “Самодержавие духа”, где представлена истинная история России с прошлого тысячелетия до наших дней. Правдивое перо автора очистило от злобных наветов Иоанна Грозного, Малюту Скуратова, Бориса Годунова, показало величие исповеднического подвига святителя Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого.

Но справедливости ради стоит отметить, что карамзинские “интерпретации” подвергались сомнению и раньше. Первым не согласился страдиционной трактовкой личности Грозного и его времени В.Г. Белинский, заявив, что у Карамзина “ни в чем нет середины”. По мнению знаменитого критика, то было время нещадной борьбы абсолютизма с “боярской крамолой”. Он больше склонялся к трагичности в образе Царя, чем к жестокости.

Вслед за Белинским и А.И. Герцен признал, что Москва именно при Иване Грозном “сложилась в могучую государственную силу”. А современный ему историк Е.А. Белов полагал, что Царь “на сто лет стоял целою головою выше бояр, в то время когда боярство все более и более проникалось узкими фамильными интересами, не думая об интересах Земли Русской”.

В результате спор о Грозном захватил практически все сферы жизни тогдашнего российского общества. Одни: А.С. Хомяков, К.Т. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, М.П. Погодин, И.И. Лажечников, А.К. Толстой, Н.К. Михайловский, А.Н. Островский, – стояли на карамзинских позициях. Другие: К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, К.Н. Бестужев-Рюмин, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.А. Мей, А.И. Сумбатов, – возражали им. Хотя яростным апологетом державных дел Грозного был еще его современник, замечательный публицист Иван Пересветов.

Вся эта разноголосица заметно поумерилась в советское время из-за ограниченности и нетерпимости официальной идеологической доктрины. В целом все же можно считать, что взгляд на Грозного, как выдающегося государственного деятеля прошлой России, преобладал всю первую половину XX века, за исключением, пожалуй, лишь представителей пресловутой “школы М.Н. Покровского” и отдельных историков. Основополагающий вклад в “реабилитацию” Иоанна IV внесла книга “Иван Грозный” Р.Ю. Виннера, впервые увидевшая свет в 1922-м году.

Хорошо известна и та высокая оценка, которую дал Грозному Царю И.В. Сталин. Но она прозвучала лишь 24 февраля 1947-го года в кремлевской беседе вождя с С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым. Так что мнение Виннера и его последователей было абсолютно самостоятельным. Над ним ничто не довлело, кроме стремления к научной истине.

МОГУЧИЙ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ…

Виннер впервые показал деятельность Царя на широком фоне международных отношений той эпохи. Он объединил Иоанна IV с его дедом Иоанном III, как “двух гениальных организаторов и вождей крупнейшей державы”. В Грозном будущий академик – как, кстати, и римский папа Григорий XIII – видел “могучую фигуру повелителя народов”. Как бы подводя итог затянувшейся полемике о Царе, Виннер резюмировал: “Те историки нашего времени, которые в один голос с реакционной оппозицией XVI века стали бы настаивать на беспредельной ярости Ивана Грозного в 1568–1572 годах, должны были бы задуматься над тем, насколько антипатриотично и антигосударственно были в это время настроены высшие классы, значительная часть боярства, духовенства и приказного дьячества: замысел на жизнь царя ведь был теснейше связан с отдачей врагу не только вновь завоеванной территории, но и старых русских земель, больших пространств и ценнейших богатств Московской державы; дело шло о внутреннем подрыве, об интервенции, о разделе великого государства”.

Вот, оказывается, перед какой страшной перспективой стоял Грозный до введения опричнины! Перед угрозой беспощадного уничтожения России как самобытного православного государства, “Третьего Рима”, в котором он считал себя лишь первым слугой Всевышнего!

К сожалению, в упомянутом заговоре, действительно, самое активное участие принимали архиереи Церкви и столичное духовенство, втянув в него и простых иноков. Как раз эти заговорщики и разлучили Грозного с митрополитом Филиппом, бесстыдно оболгав своего же Первоиерарха, инициировав судилище над ним. При этом они умышленно разрушали единство и дружбу митрополита и Царя, уходившую корнями еще в детскую пору! И не их ли последователи вольными измышлениями в “Житиях” и другой духовной литературе компрометируют Иоанна IV и поныне, пытаясь спрятать за гнусной ложью свои собственные злодеяния?!

Пусть же и сегодня для таких веропреступников прозвучат слова обличения Грозного, адресованные им в то далекое время Новгородскому архиепископу Пимену, одному из главных заговорщиков: “Злочестивец! В руке твоей – не крест животворящий, но оружие убийственное, которое ты хочешь вонзить нам в сердце. Знаю умысел твой... Отселе ты уже не пастырь, а враг Церкви и святой Софии, хищный волк, губитель, ненавистник венца Мономахова!”

Грозный был убежден, что Московское Царство должно стать образцом добродетели и справедливости перед лицом вех народов. Он был горд, что является русским Царем, главным ревнителем Веры. Не случайно на все хитроумные уловки папского посланника Антония Поссевина, пытавшегося соблазнить Иоанна IV католичеством, последний ответил категорическим отказом. А когда католик сослался на греков и Флорентийскую унию, Царь строго отрезал: “Греки для нас – не Евангелие; мы верим Христу, а не грекам!”

Как раз эта всегдашняя ревность Грозного о чистоте Православной Веры и славе Божией так ненавистна и прежним, и нынешним врагам России. Они-то своими бесчестными писаниями и превратили великого Царя во вспыльчивого безумца, от слепой ярости которого, якобы, гибло множество невинных.

А между тем правильность утверждений Виннера была убедительно доказана трудами Б.Д. Грекова, П.С. Садикова, И.И. Полосина, С.Б. Веселовского и других честных историков на основе множества фактов и документов эпохи Иоанна IV. Все эти источники однозначно говорили, что Грозный был великим и мудрым правителем, искусным дипломатом и полководцем, тонким и дальновидным политиком. Все его дела и поступки диктовались только интересами державы и православного благочестия.

Глубокая религиозность Иоанна IV, “мужа чудесного ума”, составляющая основу его мировоззрения, зиждилась на твердой вере, прекрасном знании Священного Писания, книг богослужебного круга, произведений русской и византийской духовной литературы, монастырских уставов и правил. Это с полной достоверностью установил в своих исследованиях еще академик И.Н. Жданов.

Необычайной даровитости Грозного почти никто не отрицает. Имея неограниченную власть Самодержца, упроченную опричниной, которая ликвидировала все внешне и внутренние угрозы государству, Царь был на редкость милосерден, что отмечали даже иностранцы. “Иоанн затмил своих предков и могуществом, и добродетелью”, – говорили они. Удивительное незлобие и бесконечная милость сопровождали Грозного до конца. Даже столкнувшись с изменой и предательством ближайшего окружения во время тяжелой болезни 1553-го года, Царь всех простил. И такого человека Карамзин видел только “неистовым кровопийцей” и “исчадием ада”; Костомаров – “русским Нероном” и “сумасбродным тираном”. Что тут сказать? Пожалуй, единственное: спасите историю от таких историков!

В свете этого особенно возмутительным поклепом на Царя представляется миф о его непомерной жестокости. На фоне настоящей тирании своих венценосных современников в Европе Иоанн IV выглядит ангелом во плоти, что справедливо отметил недавно В.М. Ерчак, автор интересной публикации о Царе. Настаивая на столь циничной лжи, клеветники всячески замалчивают Варфоломеевскую ночь во Франции, где по воле короны было беспощадно сразу 30 тысяч гугенотов – в том числе стариков, женщин и детей... Католический Рим отметил это “славное” событие специальной медалью.

В то же время наш старательный Р. Скрынников, скрупулезно подсчитавший “невинные” жертвы Грозного, едва набрал 3–4 тысячи казненных за все время царствования последнего... И это – кровожадный тиран, как вещают наши горе-историки?! Тогда кто же королева Англии Елизавета I Тюдор, которая, отрубив голову Мари Стюарт, рисковала остаться без подданных, казнив их 89 тысяч? Конечно же, никого из них она, как Грозный, в синодики не записывала, и денег на вечное поминовение в монастыри не рассылала.

ДЕНЬ ПРОСЛАВЛЕНЬЯ НЕДАЛЕК!

Клеветнические штампы, адресованные великому Царю, рассчитаны на бездумное восприятие легковерных людей, “отвыкших самостоятельно думать”, как говорил еще С.А. Нилус. Так уродуется наше национальное самосознание. Так извращается история. Так белое заменяют черным. Это и есть “ритуальное оклеветание” всего и вся истинно русского, осуществляемое давно и упорно.

А время последних Рюриковичей на Русском троне было поистине дивной эпохой невиданного расцвета русской святости. Святым еще при жизни был признан народом сын Грозного – Феодор Иоаннович, “блаженный на троне”, которого, конечно же, наша история подает, по своему обыкновению, лживо и гадко – как безвольного дурачка.

Примерное благочестие было присуще и Грозному Царю. Это особенно хорошо видно при взятии Казани в 1552-м году, где было освобождено более ста тысяч русских невольников. Царь не допускал и мысли, что возьмет город сам. Он был твердо уверен, что по молитвам угодников Своих его отдаст русским войскам Сам Господь. Все это хорошо показано у М.В. Толстого и И.И. Беллярминова. Перед штурмом несколько походных храмов служили литургию. Все воинство исповедовалось и причащалось. Когда же Царю сообщили о победе, он тотчас приказал благодарить Всевышнего, потом обошел Казань крестным ходом, завершив его водружением непобедимого Креста Христова.

А ведь этот город брал еще Иоанн III – первый, прозванный современниками “Грозным”. Однако его теперь не вспоминают, а мстят Иоанну IV, святость которого по сей день ненавистна врагу нашего спасения.

Та же неискоренимая злоба оставила нам от доблестного имени вожака опричников, “крупного русского военачальника” Григория Лукьяновича Бельского, верой и правдой служившего Царю и России, лишь мрачное прозвище “Малюта Скуратов”, олицетворяющее палача и убийцу! Апогеем же подлых деяний клеветников Грозного стало исключение его фигуры из композиции памятника “Тысячелетие России”, установленного в Новгороде в 1862-м году.

Следуя все той же злобе, нам представляют Василия Блаженного воде обвинителя Грозного, а святой почил на руках Царя, и тот нес его гроб. Нам твердят, что Грозный в гневе отрубил голову преподобному Корнилию Псково-Печерскому, но это ничем не подтверждается, кроме пустой болтовни да подлогов в “Житиях”, тщательно отредактированных за последние столетия. Как по команде, из них повсеместно исчезли слова “жид”, “жидовин”, “жидове” или “жидовские”, характерные для старых богослужебных книг и пребывавшие там еще в конце XVIII века. Ныне они заменены словом “евреи” и его производными.

Нам говорят, что Грозный убил своего сына и приказал умертвить митрополита Филиппа, а в действительности это – гнусная ложь.

Нам говорят, что Грозный истребил все боярство, а Сталин считал, что Царь действовал недостаточно решительно и не довел дело до конца: надо было ликвидировать еще пять главный семейств “феодалов”, или крупных бояр, по замечанию И. Забелина, “продававших постоянно Отечество”. Если бы это было сделано, то на Руси не было бы и Смутного времени.

Но лучше всего в Грозном разобрался русский народ, восприняв его борьбу с крамольным боярством как героическую битву за Русь, воспев Царя во множестве песен, былин и сказаний. Об этом говорят сборники народного творчества П. Симони, Кирши Данилова, П. Киреевского, П. Рыбникова, А. Гильфердинга, А. Маркова, А. Григорьева, Н. Ончукова, С. Шамбинаго и Петра Вейнберга. Об этом говорил А.М. Горький на своих литературных курсах.

Русский народ безошибочно увидел в Грозном Царе своего великого Государя, беспощадного к врагам Отечества и заботливого радетеля о родной земле и людском благе. В народное сознание Иоанн IV вошел умным, проницательным, храбрым и справедливым, т.е. наделенными всеми лучшими человеческими качествами, которые так настойчиво отрицали в нем политические враги Царя при жизни и их “преемники в веках”.

Грозный необходим нам сегодня, как оказался необходим в лихую годину гитлеровского нашествия. Тогда взоры многих невольно обратились к великому Царю, мужественному защитнику Русской земли. В те суровые годы за образ Иоанна IV взялись писатели Вл. Соловьев, Илья Сельвинский, Валентин Костылев и другие. Среди последних был А.Н. Толстой, неутомимый и пытливый исследователь тайн русского характера. Тема Грозного и его времени не оставляла писателя многие годы. Война послужила решительным толчком к созданию драматической повести о Царе, громадная предварительная работа к чему в большей части была завершена. “Она была моим ответом на унижения, которым немцы подвергли мою родину. Я вызвал из небытия к жизни великую русскую душу – Иоанна Грозного, – чтобы вооружить свою “рассвирепевшую совесть””, – признавался позднее Алексей Николаевич.

Но Иоанн IV, этот ревностный “державный игумен”, способен “вооружить “рассвирепевшую совесть”” не только одного писателя, но всего народа, чего так страшно боятся враги России. Потому-то его и малюют черными красками, всячески скрывают за горами лжи.

Грозный в трактовке Толстого стал вершинным достижением писателя, где истинный образ Царя соседствует с исторической правдой и художественный вымысел не искажает, а лишь подчеркивает главное в первом Помазаннике и Самодержце.

“Возлюблена Богом Москва, возлюблена земля Русская... В муках бытие ее, ибо суров Господь к тем, кого возлюбил... Начала ее не запомнят, и нет ей скончания, ибо русскому и невозможное возможно... А ханов на нас много наезживало!” – говорит толстовский Грозный Царь.

И не тирания присуща ему, а мучительные страдания за терзаемую Родину. “Доколе еще вырывать плевелы и сучья гнилые рубить?.. Господи... Сделай так, чтобы русская земля от края и до края лежала, как пшеница чиста...” И “да не дрогнет моя рука, поражая врагов пресветлого царства русского”...

Только таким знал своего великого предка государь Император Александр III Миротворец, повелевший в начале своего царствования, в 1882-м году, писать иконы Грозного. Исторический факт святости Царя, давным-давно подтвержденный Церковью внесением его в каталог русских святых, упоминаемый в трудах академика Е.Е. Голубинского, вдребезги разбивает неимоверные усилия врага нашего спасения и его земных слуг по оклеветанию святого благоверного Государя Иоанна IV. Все их судорожные усилия тщетны, потому что тьма не способна погасить свет божественной правды, столь необходимой нам сейчас.

И я искренне верую – недалек день всецерковного прославления Грозного Царя, небесного покровителя России. Он и ныне на страже родных рубежей и вдохновляет нас а защиту Русской Земли от новых кровопийц вместе со всем нескончаемым сонмом русских святых и непобедимой армадой бесплотных Сил Небесных.

Вместе с ними, с Пресвятой Владычицей нашей Богородицей и Господом мы неодолимы! Знать это – святая обязанность каждого православного патриота России. Аминь.

В. Цветков.


С ИКОНАМИ РУССКИХ СВЯТЫХ

И ПОРТРЕТАМИ СТАЛИНА…

Возможен ли в России “православный сталинизм”?

Дорогая редакция!

Примите самые наилучшие пожелания от православных Днепропетровской епархии.

Мы очень любим вашу газету. Жаль только, что ее трудно достать, а потому читать “РП” приходится нерегулярно. Но все же она доходит и до нас, за что мы очень вам благодарны. Дай вам Бог больших успехов на ниве православного просвещения нашего народа. Спасибо вам за прекрасные, честные и нелицеприятные публикации, которые так нужны в наше смутное время предательства и вероотступничества.

Посылаю вам любопытную листовку, которая имеет хождение среди православных у нас в Днепропетровске. Хотелось бы знать ваше мнение о ней.

С глубочайшим уважением –

Ломакин Н.С.

Мы живем в апокалиптическое время. Слуги сатаны готовят пришествие мирового правительства во главе с антихристом. Неисчислимые беды принесли они на нашу многострадальную землю. Настало время всем нам действовать для освобождения нашей Родины от иноверного ига по примеру Иисуса Христа, который явился в мир, “чтобы разрушить дела дьявола” (1Ин. 3,8).

От Москвы до самых до окраин звучат призывы к единению всех русских патриотических сил. В ответ на эти призывы на защиту Отечества плечом к плечу – под православными хоругвями и красными боевыми знаменами – должны встать и православные, и коммунисты. С иконами русских святых и портретами И.В.Сталина.

Мы тогда победим Россию, – говорил Гитлер, – когда белорусы и украинцы поверят, что они не русские”. Ему вторил Геббельс: “Россия будет расчленена. Каждой республике – самостоятельность”.

Но этим зловещим планам не суждено было осуществиться при жизни Сталина. Гений Сталина состоял в том, что он не только сохранил имперскую Россию, разваленную февральским буржуазным заговором, но и значительно приумножил ее мощь и величие, оставив нам в наследство мировую сверхдержаву.

И только сейчас, на фоне того, во что Россия превращена “демократами”, становится понятным, почему Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (Симанский) называл Сталина “богоданным вождем”. Только сейчас мы можем оценить в полной мере подвиг, совершенный им, только сейчас можем со всей уверенность утверждать, что Сталин и Россия неразделимы, как и народ наш.

Нынешний процесс религиозно-национального возрождения русского народа должен стать необратимым. Этого пуще всего боятся господа-демократы. Поэтому неудивительно, что они так ненавидят Сталина. Ведь его по праву можно назвать русским национальным Вождем.

Поддерживая патриотическую позицию Русской Православной Церкви, Сталин не скрывал своего восхищения политикой русских царей. “Они собрали такое огромное государство, – говорил он, – а мы, коммунисты, сплотили и укрепили его как единое и неделимое, впервые в истории – не в интересах помещиков и капиталистов, а в пользу трудящихся. Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство социалистического государства, кто стремится к отделению от него отдельной части или национальности, он враг, заклятый враг государства. И мы будем уничтожать каждого такого врага”.

Сталина также очень беспокоило засилье евреев в управлении нашим государством. Понимая, что сионизм и коспмополитизм являются главными внутренними врагами Русского государства, Сталин решительно боролся со всеми их проявлениями. “Сионизмом заражено все старшее поколение, а они и молодежь учат”, – возмущался он.

Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека Сталин считал вполне нормальным и приемлемым явлением для России, где народ столетиями привык свободно и охотно исполнять волю Ставленника Бога на земле – Русского Царя, который отвечает за все, происходящее в стране. Коллективную же ответственность Сталин считал полнейшей безответственностью. “Хватит утопий, – писал Сталин в своем завещании в феврале 1953 года. – Ничего лучше монархии придумать невозможно, а потому и не нужно… Необходимо подготовить условия для восстановления Российской Империи при главенствующей роли русского народа, а инородцы и иноверцы должны знать свое место”.

Для русского человека образ Сталина, особенно в годы Великой Отечественной войны, выражал все то, что испокон веков было присуще Русскому Царю. Советские бойцы, поднимаясь в атаку на врага с возгласом “За Родину! За Сталина!”, вкладывали в него тот же смысл, что заложен в известном боевом кличе наших славных предков: “За Веру, Царя и Отечество!”

Наше Отечество – Святая Русь, Россия-Матушка, нынче снова в смертельной опасности! Только вера Христова, державная воля и сила самого русского народа может спасти страну. На этом пути вслед за канонизацией Русской Церковью семьи святых Царственных Мучеников, в сознании народа необходимо реабилитировать светлое имя великого Сталина и восстановить свою истинную историю.

Нас ждет жестокая борьба с врагом. Вступая в эту войну, вспомним слова напутствия, сказанные Сталиным на военном параде 7 ноября 1941 года в Москве, обращенные к бойцам, уходившим прямо с Красной площади в бой. “Война, которую вы ведете – война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Вперед – к победе!

Будем же достойны памяти наших великих предков, святых русских воинов, заступников за Землю Русскую. Да поможет нам Бог!

ОТ РЕДАКЦИИ: “Русь Православная” уже затрагивала в своих публикациях тему “православного сталинизма” (см., напр., статью “Черносотенство, сталинизм и национальная диктатура”, “РП”№12, 1999 г.). Но письма читателей свидетельствуют, что она еще далеко не исчерпана.

Проблема православного осмысления сталинской эпохи очень непроста. И вызывает в среде православной общественности крайне противоречивую реакцию. Но при всей неоднозначности оценок, некоторые общие выводы, которые представляются нам несомненными для православного сознания, можно сделать уже сейчас.

Вот они:

1. Классический коммунизм, как учение, проповедующее воинствующий атеизм и классовую ненависть, безусловно пагубно для спасения души.

Но это не значит, что все, сделанное в советскую эпоху, надо с порога отвергать. Так, например, ограничение права частной собственности, национализация стратегических секторов экономики, наличие общественных фондов потребления, стремление к социальной справедливости, государственный контроль общественной нравственности – все эти “родимые пятна социализма” полностью совпадают с православным мировоззрением.

2. Политический и государственный гений Сталина неоспорим.

Это личность, безусловно, колоссального исторического масштаба. Но объективное ее изучение чрезвычайно затруднено, ибо Сталин, как главный символ Советской империи, сегодня подвергается бешеной травле “демократов”, преследующих при этом свои корыстные, клановые политические цели. Жизненный путь Сталина очень противоречив. Побывал он в свое время и в гонителях Православия. Но в то же время Русской Церкви есть за что его благодарить. Подлинность сталинского “Завещания”, в котором он призывает восстановить Русскую Монархию, сомнительна, но это не отрицает того факта Сталин сделал очень много для того, чтобы превратить Советский Союз в законного геополитического наследника Российской Империи .

3. Капитализм, буржуазный путь развития, неприемлемы для России.

Православный человек (как и коммунист) никогда не согласится с тем, что деньги, страсть к стяжанию, являются главным двигателем общественного прогресса. Социализм – даже в той его ущербной форме, которая существовала в СССР – с этой точки зрения гораздо ближе к православному мировоззрению, чем нынешняя российская власть.

4. Православная монархия совместима с любыми формами ведения хозяйства, в том числе с социалистическими.

В идеале, нам необходимо было бы соединить небесный, Божественный идеал самодержавия с земным идеалом социальной справедливости, начертанным на знаменах коммунистов. В любом случае, для того, чтобы русское национальное и духовное возрождение состоялось, следует восстановить разорванную ныне связь времен, прекратить огульную демонизацию советской эпохи.

На этом пути серьезное осмысление такого грандиозного государственно-политического явления, как сталинизм, необходимо и неизбежно.


ОТКРЫТЫЙ БОЙ

ЕЩЕ ПОРОДИТ ГЕРОЕВ…

Господь посреди нас, грешных!

Здравствуй, уважаемая редакция “РП”!

Мои знакомые – те немногие, кто не прельщен нынешним лукавым временем – снабжают меня вашей чудом живущей (по молитвам св. митр. Иоанна) газетой. Думаю, вы – последняя истинно православная газета в современной России. Во всяком случае, ни к одной из других, мне известных, я доверия не питаю, хотя на звание “православных патриотов” претендуют нынче многие.

Положение Церкви в современную эпоху не менее тяжко, чем в советские времена. Вероотступничество процветает. Для того, чтобы мы сумели восстановить естественную соборную форму церковного существования, а народ русский в целом – припал к единственному Источнику Жизни, необходима, похоже, новая полоса страданий и кровавых гонений.

Для духовного возрождения нам нужны духовные же литература и публицистика. Но “вера без дел мертва”! Нужны не только правильные слова и вечные идеалы, нужны живые примеры благочестивой жизни и подвижничества, образцы святости, подражатели Христу, Господу нашему. Верю, что их еще породит открытый бой с силами тьмы. Но и сейчас духовная брань не прекращается ни на миг – и “Русь Православная” есть живое тому свидетельство.

Ныне я сподобился стать вашим подписчиком. Хочу поблагодарить вас. “РП” – источник не только правдивых знаний и верного анализа обстоятельств жизни предантихристовых времен, но и хранитель Православного Духа, питающего читателя синергией и оптимизмом… Очень сильно прошу Бога сохранить высоту ваших Богоугодных деяний – мрак над Россией сгущается, и ваша свеча на путях спасения душ уже незаменима.

Несколько пожеланий. Надеюсь, что наряду с нынешними, вы сумеете поднять на страницах “РП” еще некоторые важные темы. Тему искусственно создаваемого в среде духовенства “классового расслоения”, например. Или проблему вытеснения из Русской Церкви русских священников и замены их инородцами.

Желаю всем вам крепкого духа в защите основ Христовой Веры. Радости совершенной, здоровья души и телу, семейной тишины и нескончаемой благости как свидетельств ревности в исполнении святой Воли Божией! Благословение Господне да пребудет на вас всегда. Пресвятая Богородица, Спаси Россию!

Ваш молитвенник, паче всех грешнейший –

Владимир Ермолаев

Свердловская обл.

ОНИ ВООБЩЕ НИ ВО ЧТО НЕ ВЕРЯТ!

Здравствуйте, уважаемая газета “Русь Православная”!

Пишет вам ваш читатель Александр Ахметзянов.

Газета ваша очень интересная, так как беспристрастно освещает те проблемы и вопросы церковной жизни, о которых большая часть официальных церковных изданий старается не говорить. Например, о засилье вероотступников-экуменистов.

Экуменизм, конечно, ересь. Хотя, строго говоря, большую часть наших экуменистов “по жизни” еретиками назвать нельзя. Знаете, почему? “Настоящие” еретики – Арий, Несторий, Евтихий – были убежденными проповедниками и последовательными защитниками своего зловерия. А наши, нынешние, по моему, вообще ни во что не верят! Исповедуют ересь лишь для того, чтобы занимать тепленькие места в ОВЦС, ездить по заграницам и сладко жить. А стоит поменяться церковной и государственной власти, они тут же отрекутся от своих прежних “убеждений” и станут исповедывать взгляды прямо противоположные, но обязательно – соответствующие мнению своего начальства. Впрочем, их отступничество от этого не становится менее вредоносным.

Корень этого зла – лизоблюдства перед властью – я вижу в злосчастной Декларации митрополита Сергия. Именно с того времени “успехи и радости” безбожной власти стали успехами и радостями церковных чиновников МП, а несогласных – постреляли и пересажали. Именно исходя из этой Декларации наша Церковь по указке богоборцев вступила в 1961 году во Всемирный совет “церквей”.

И ныне холуйство некоторых церковных начальников перед властьимущими не знает пределов. Так, например, печально знаменитая речь Алексия II перед раввинами разве не для того была произнесена, чтобы угодить этой жидовской братии, пользующейся огромным влиянием в нынешнем безумном мiре?

Современные церковные газеты “сергианского” направления очень любят писать о том, в какое “духовно благоприятное” время мы живем. Вот, мол, и храмы строятся, и купола золотятся, и президент у на-де “православный”. Вот только забывают упомянуть, что в это самое время, при этом самом президенте наркомания и алкоголизм достигли рекордных показателей, в стране официально поощряется растление молодежи (взгляните в телепрограмму – сплошь пропаганда разврата, цинизма, жестокости, алчности, эгоизма), а разгул оккультизма и сектантства странным образом совпадает с массовым вымиранием населения. А “православный” президент устраивает в Кремле кошерную кухню, чтобы порадовать своего израильского коллегу.

Невольно задумаешься, кому служит такая власть: Богу или сатане? По моему, ответ очевиден. Богоугодная власть пресеклась 2 марта 1917 года, и стремление нынешних иерархов возродить “симфонию” с нынешними властителями России несет с собой страшный плод духовной деградации. С одной стороны – экуменизм и сергианство, а с другой – “младостарчество” и бездумный фанатизм.

Я лично знаю одного человека (к несчастью, это мой родственник), который – окормляясь не в каком-нибудь “Богородичном центре” или “Дианетике”, а у законного священника Московской Патриархии – от сектанта практически не отличается. Называет всех родных “бесами”, ходит в лохмотьях, отдает почти все деньги своему духовнику и работает там бесплатно. В итоге его семья распалась, а сам он оказался на грани настоящего умопомешательства… Хорошо было бы, если б вы на своих страницах обсудили эту проблему. Ведь таких приходов-сект, увы, немало.

Еще хотелось бы, чтобы в “РП” появились материалы, разоблачающие современное неоязычество, которое распространяется как зараза из-за вопиющей духовной безграмотности большинства населения. При этом никакой серьезной миссионерской деятельности, способной противостоять таким угрозам, не ведется. Если дело пойдет так и дальше, то Россия и Русская Церковь просто погибнут.

До свидания. Да хранит вас Бог!

P.S. По национальности я русский, православный. Фамилию Ахметзянов получил от деда по отцовской линии, татарина. Своим обращением ко Христу я во многом обязан приснопамятному владыке Иоанну – вашему небесному покровителю.

Сайт создан в системе uCoz